Судя по всему, третье десятилетие XXI века пройдет под эгидой бурного развития роботокаров. Появление умных машин может стать главной инновацией со времен создания первого автомобиля. Более чем за век инженеры существенно развили все системы транспортных средств, поэкспериментировали с типами силовых агрегатов (хотя в подавляющем большинстве они до сих пор сжигают ископаемые) и даже внедрили десятки разнообразных гаджетов, но одно оставалось неизменным: этими самоходными повозками требовалось управлять. Появление автопилотов может кардинально изменить окружающую действительность. Недавно сотрудники Национальной лаборатории Лоренс Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory) провели исследование, в результате которого пришли к выводу, что автономные электрические такси смогут не только сделать планету чище, но и оказать положительное влияние на экономику.
Год назад компания Google, известная своими роботокарами, впервые представила собственный беспилотный автомобиль. Тогда эта крошечная коробчонка вызвала много усмешек — ее действительно непросто представить в качестве личного автомобиля. Однако задумка поискового гиганта идет несколько дальше: что, если отказаться от частных транспортных средств и начать пользоваться беспилотными электротакси? Многим подобная затея может показаться дикой, однако в ней есть рациональное зерно. Действительно, что, если вовсе отказаться от частных автомобилей? Сотрудники Национальной лаборатории Лоренс Беркли считают это направление весьма перспективным. К примеру, они уже прикинули экологическую выгоду: в 2030 году умные электротакси будут производить на 63-82 процента меньше углекислого газа, чем гибриды. В сравнении с современными автомобилями с ДВС такие транспортные средства и вовсе «чище» на 90 процентов.
Откуда у электрических машин вообще возьмутся вредные выбросы? Электричество, которое используется для зарядки тяговых батарей, все еще нередко генерируется с использованием ископаемых видов топлива. Тем не менее даже с учетом этого электрокары окажутся более выгодными с точки зрения охраны окружающей среды. При этом в Национальной лаборатории Лоренс Беркли даже выработали интересную методику оптимизации: можно сэкономить почти половину расходуемой энергии, то есть и снизить примерно вдвое объем выбросов, если подавать электротакси соответствующих размеров. Таким образом, для одного или двух человек будет достаточно очень компактного автомобиля вроде того же «гугломобиля».
Исследованиями в области автономного электрического транспорта занимались Джеффри Гринблэтт (Jeffery Greenblatt) и Сэмвэг Саксена (Samveg Saxena). В ходе своей научной работы они достаточно быстро пришли к выводу о том, что именно электрическое робототакси является самым чистым видом транспорта. Согласно статистике, в большинстве автомобилей во время поездки находится всего один человек — сам водитель. Таким образом, крошечные одно- и двухместные электрокары смогут покрыть подавляющую часть нужд.
По мнению Джеффри Гринблэтта, массовый переход на электрический транспорт сулит и прочие плюсы. Беспилотные машины смогут общаться друг с другом, что позволит существенно снизить аварийность, повысить скорость поездок, но вместе с тем сделать их более плавными, избавившись от резких ускорений и торможений. Все это не только повышает безопасность и комфорт человека, но и оказывает дополнительное положительное влияние на расход электричества.
Также сотрудники Национальной лаборатории Лоренс Беркли выяснили, что при среднем годовом пробеге в 20 000 километров покупка и содержание частного электрокара в 2030 году все еще будет выливаться в большие траты, чем владение автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Однако если за год машина будет проезжать 40-70 тысяч километров (средний пробег такси в США), то самым эффективным с финансовой точки зрения будет инновационный транспорт: электрокары и автомобили с водородными топливными элементами. В этом расчете исследователи учли стоимость машины, затраты на топливо или электричество, страховку и прочие расходы. При этом Джеффри Гринблэтт отметил, что «нечасто самое дешевое является самым зеленым».
По прикидкам научных сотрудников Национальной лаборатории Лоренс Беркли, с учетом современного уровня развития технологий полноценный автопилот стоил бы 150 000 долларов. Правда, даже при этом беспилотное такси было бы выгоднее хотя бы потому, что не потребовалось бы платить зарплату водителю. К 2030 году сложные компоненты роботокаров станут существенно доступнее, что должно снизить и цену беспилотных автомобилей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий