100 машин особого назначения



Некоторые из них приходят на помощь, только когда человек оказывается в беде. Некоторые днем спят, а работают по ночам. А некоторые годами не глушат двигатель, чтобы он не растерял остатки тепла в вечной мерзлоте.
Эти машины могут выпускаться серийно или в одном-двух экземплярах, при том что на их разработку потрачены годы жизни лучших специалистов мира. Они существуют потому, что без них нельзя обойтись. И за это мы уважаем их и восхищаемся ими.
О каждой из этих машин можно написать большую статью в «Популярной механике». Вполне возможно, что мы именно так и поступим. Но пока что мы предлагаем вам лишь шапочно познакомиться с сотней самых причудливых и самых полезных машин на планете.

ГОРНОДОБЫВАЮЩИЕ МАШИНЫ







01. ВСЕСОКРУШАЮЩИЕ ЧЕЛЮСТИ

Мобильная дробилка Metso Lokotrack LT200

Механизм этой крупнейшей в мире щековой рудодробилки массой 800 т, которая вскоре приступит к работе в одной из медных шахт компании «Алтай Полиметаллы» (Карагандинская область, Казахстан), способен разжевывать камни размером до 1,2 м, перемалывая 2500 т руды в час.
02. КАРЬЕРНЫЙ ИСПОЛИН
Роторный экскаватор Bagger 288
В фольклоре рудокопов обычно изображают в виде гномов. Но на самом деле горнодобывающие машины — настоящие гиганты. Роторный экскаватор Bagger 288, созданный компанией Krupp, считался самой большой наземной самоходной машиной из когда-либо построенных (его масса 13 500 т), пока его не перегнал преемник — Bagger 293 (14 200 т). В день эта машина способна перемещать 240 000 м³ породы.
03. БЕРИ БОЛЬШЕ, КЛАДИ ВЫШЕ
LeTourneau L-2350
Этот самый большой в мире (общая масса около 260 т) колесный погрузчик способен загружать до 70 т породы за раз в кузов 360-тонного карьерного самосвала. Его ковш, вмещающий 40 м³ породы, поднимается на высоту почти 14 м.
04. БЫСТРЫЙ ТЯЖЕЛОВЕС
Колесный бульдозер Caterpillar 854K
При перевозке руда иногда высыпается из кузовов самосвалов на грунтовые дороги карьера. Такие «просыпи» способны повредить дорогостоящие колеса самосвалов. Для устранения этих проблем предназначены тяжелые, но быстрые машины — колесные бульдозеры. Развивая скорость до 25 км/ч, они способны оперативно достичь места просыпи и устранить ее.
05. ВСЯ ЖИЗНЬ В КАРЬЕРЕ
Карьерный самосвал БелАЗ-75710
Гигантские самосвалы никогда не выезжают за пределы гигантских карьеров, но даже там они производят сильное впечатление. Полноприводный восьмиколесный БелАЗ-75710 с дизель-электрической трансмиссией номинально имеет грузоподъемность в 450 т, но машина уже успела войти в Книгу рекордов Гиннесса, взяв на борт 503,5 т груза.
06. ПОМОЩЬ ПРИДЕТ
Тягач-эвакуатор БелАЗ-74306
Сломалась машина, и добраться до технической помощи своим ходом невозможно? Разве это проблема? Достаточно вызвать эвакуатор. А если машина — это 200-тонный самосвал, вышедший из строя вдалеке от мастерской? Ведь, как и с другими машинами, это иногда случается и с самосвалами. На помощь придет БелАЗ-74306 — тягач-эвакуатор на базе 220-тонного самосвала, способный буксировать машины массой до 260 т.
07. МЕЧТА ШАХТЕРА
Проходческий комбайн Sandik MF420
Знаменитая американская песня 1950-х годов «Шестнадцать тонн», ставшая неофициальным гимном шахтеров, повествует об их кабальном труде. Название этой песни взято из норматива, который шахтер должен был добыть за 12-часовую смену. Комбайн Sandik MF420 выполняет эту норму за 30 секунд.
08. ШИНОМОНТАЖ НА МАРШЕ
Колесный манипулятор Stellar TM20165
Замена пробитого колеса даже на легковом автомобиле вряд ли способна доставить удовольствие. Что уж говорить о подобной операции на 300-тонном самосвале! Компания Stellar Industries протягивает железную руку помощи — ее семиметровый манипулятор TM20165 способен оперировать гигантскими колесами размером 59/80R63 и массой до 9 т.
09. МАЛЕНЬКОГО РОСТА
Подземный погрузчик Sandvik LH209L
Для работы в тесном пространстве шахт требуются особые качества — малая высота (у этой модели она составляет всего 1690 мм), высокая маневренность, мощная тяга (наполнение ковша производится накатом), усиленная конструкция, способная выдерживать значительные нагрузки при обвалах, и кабина повышенной прочности для защиты оператора.
10. ПЯТИОСНЫЙ МУРАВЕЙ
Подземный самосвал Sandvik TH680
Известно, что муравьи способны транспортировать массу, превышающую их собственную. Таков и подземный самосвал Sandvik TH680, один из самых больших в мире, который рассчитан на перевозку 80 т груза при собственной массе 58 т. Такое соотношение достигнуто благодаря уникальной пятиосной конструкции. Из пяти осей две ведущие и четыре управляемые.

АЭРОДРОМНЫЕ МАШИНЫ






11. РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ
Роботизированный самолетный тягач Taxibot
Могучие крылатые машины — покорители высот — на земле становятся почти беспомощными. Двигатели большого лайнера слишком мощны, и от терминала его буксирует специальный тягач, водитель которого координирует свои действия с экипажем. Израильская компания IAI разрабатывает тягач нового поколения Taxibot, который будет управляться пилотом из кабины лайнера с использованием штатных органов управления самолетом.
12. ДОТЯНУТЬСЯ ДО НЕБА
Автолифт Mallaghan CT8000
Чтобы загрузить в самолеты типа Boeing 747 или Airbus A380 контейнеры с едой̆ для пассажиров, нужно дотянуться до грузовой двери лайнера, находящейся на высоте 7−8 м. Именно для этого и предназначен автолифт Mallaghan CT8000, способный поднимать 5,5 т груза на высоту до 8,4 м.
13. БОРЦЫ СО ЛЬДОМ
Машина для противообледенительной обработки воздушных судов («деайсер»)
Образование льда на крыльях и фюзеляжах самолетов гораздо более опасно, чем гололед для наземного транспорта. Поэтому причудливые «деайсеры» (англ. de-icer) — полноправные обитатели любого крупного аэропорта. В их задачу входит удаление уже намерзшего льда и обработка специальной жидкостью, предотвращающей его дальнейшее образование до взлета самолета.
14. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИЛАЧ
Электрический тягач VOLK EFZ 100 N
Эта многоцелевая машина с полностью электрической трансмиссией способна выполнять широкий круг задач. Например, буксировать контейнеры или тележки с багажом. Однако при необходимости можно взять на буксир даже среднемагистральные лайнеры, такие как Airbus A320 или Boeing 737.
15. ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ
Перронный автобус Van Hool AP2375
В ответ на появление огромных авиалайнеров, таких как Airbus A380, голландская компания Van Hool выпустила самый большой в мире перронный автобус AP2375, вмещающий 160 пассажиров (146 стоячих мест и 14 сидячих). Автобус оснащен шестью двойными дверями (по две двери с двух сторон и по одной спереди и сзади).
16. ГРЕБИ БОЛЬШЕ, КИДАЙ ДАЛЬШЕ
Шнекороторная снегоуборочная машина Øveraasen TV 2000
После снегопадов аэропорт некоторое время остается парализованным, пока взлетно-посадочные полосы не очистят от снега. Норвежский Øveraasen TV 2000 — самый большой в мире шнекороторный снегоуборочный аппарат — позволяет сделать это максимально быстро, выбрасывая 12 000 т снега в час на расстояние 35−50 м за пределы ВПП.
17. ЖЕЛЕЗНОЕ ЖАЛО
Аэродромная пожарная машина Rosenbauer Panther HRET 6x6
Аэропорт — огромное пространство, и оказаться в любой его точке в случае экстренной необходимости нужно быстро, поэтому аэродромные пожарные машины весьма резвы. Кроме того, они оснащены турелью High Reach Extendable Turret, которая позволяет гасить огонь в самых труднодоступных местах самолета внутри салона, прокалывая стенки фюзеляжа с помощью насадки Stinger (в переводе «жало»).
18. ПО-НОВОМУ МЕТЕТ
Подметально-уборочная машина Øveraasen RS400
Любой посторонний предмет на полосе может быть затянут в двигатель авиалайнера, что представляет собой серьезную опасность. Поэтому ВПП и рулежные дорожки должны быть настолько чистыми, насколько это возможно. Для этой цели как раз и предназначена подметальная машина RS400 — гигантская механизированная 6-метровая метла, способная подметать 330 000 м² в час.
19. ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ
Газоструйные (ветровые) машины
Снег — не единственная зимняя проблема аэропорта. Гололед или гололедица представляют собой не меньшую опасность. Один из способов очистки полосы от льда — это использование газоструйных (ветровых) машин (Machine for runway de-icing, MRD) — грузовиков с установленными в кузове или на прицепе газотурбинными двигателями, направляющими горячий выхлоп на покрытие полосы.
20. ХРУСТАЛЬНЫЙ МОСТ
Телетрап ThyssenKrupp Apron Drive Crystal Bridge
Самый удобный способ подняться на борт авиалайнера — это воспользоваться телетрапом. Современные модели регулируются по высоте, оснащены поворотной ротондой и гофро-козырьком, оберегающим пассажиров от непогоды. Кроме того, прозрачные стены туннеля позволяют уменьшить вероятность клаустрофобии у пассажиров.

ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ







21. БРОНЕВИК-ОГНЕБОРЕЦ
Пожарный БТР на пневмоколесном и рельсовом ходу ГАЗ-59402 «Пурга»
В России, как известно, есть места, куда железная дорога проложена, а вот на колесах не добраться. Для ликвидации лесных пожаров, пожаров в труднодоступных районах и на объектах железной дороги на базе БТР-80 создан специальный транспорт на комбинированном колесно-рельсовом ходу. По рельсам он может ехать со скоростью 50, по шоссе — 80 км/ч. Емкость бака с пенообразующим средством — 1000 л.
22. ЗАЛПОМ ПО ОГНЮ
Пожарный танк «Импульс-2М»
«Импульс-2М» был разработан в Киевском конструкторско-технологическом центре на базе танка Т-62. Это 50-ствольная установка залпового огня, позволяющая обстреливать зону пожара капсулами с огнетушащим порошком. Конечно, никто стрелять по жилым домам не собирается — пожарный танк предназначается для тушения мощных пожаров на нефтескважинах, складах древесины и т. п.
23. ГДЕ ВЗРЫВЫ И ЯД
Пожарная платформа MVF-5
Поручить борьбу с огнем беспилотным машинам — очевидная идея. MVF-5 — пример универсальной платформы. Машина оснащена брандспойтом (вода забирается из гидранта или внешней подвижной цистерны), грейфером и отвалом для разгребания обломков. Главная задача MVF-5 — тушение пожаров на объектах с повышенной опасностью взрыва или утечки ядовитых веществ.
24 | ГИБРИД ТАНКА И САМОЛЕТА
Гусеничная пожарная машина Big Wind
Отступая из Кувейта после поражения в войне 1991 года, иракские войска подожгли нефтяные скважины. Чтобы утихомирить это адово пекло, одна из венгерских компаний по заказу США создала супермонстра Big Wind. На шасси танка Т-34 венгры поставили два турбореактивных двигателя от МиГ-21 и использовали их в качестве насосов для подачи воды или других жидкостей.
25 | УЗКИЕ УЛИЦЫ, ВЫСОКИЕ ЭТАЖИ
Прицепная пожарная лестница
К самым большим в мире пожарным машинам следует, видимо, отнести популярные в США буксируемые пожарные лестницы. Они могут подниматься на высоту около 30 м, а в сложенном состоянии буксируются тягачом. Сцепка «тягач-лестница» более маневренна, ее проще использовать среди узких улиц и в лабиринтах жилых кварталов.
26. ДОТЯНУТЬСЯ ДО ОГНЯ
Пожарный подъемник Bronto Skylift F 112 HLA
Еще один борец с пожарами в небоскребах — финская машина Bronto Skylift F 112 HLA. Это самый высокий в мире телескопический пожарный подъемник с высотой стрелы 112 м, причем оснащенная всем необходимым для пожаротушения платформа может находиться на высоте 90 м при вылете стрелы 25 м. Если к стреле подсоединить пожарный шланг, то струя воды может достичь еще большей высоты.
27. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ВАРИАНТ
Пожарная машина на основе мотовездехода Polaris
Американские пожарные машины поражают своими огромными размерами, но эта, наоборот, одна из самых маленьких в мире. Сделанная на основе шестиколесного мотовездехода Polaris, она оснащена всем необходимым, включая бак с водой, насос и шланг. Машина обслуживает кампус Ратгерского университета в штате Нью-Джерси — ей не нужны дороги, и она может легко передвигаться среди скопления людей.
28. РЕАКТИВНАЯ МОЩЬ
Пожарная машина с газотурбинным насосом
Борьба с пожарами в небоскребах наиболее актуальна сегодня в Китае, где для этого создается оригинальная техника. Наверно, вдохновленные опытом Big Wind, власти города Лоян ввели в эксплуатацию пожарную машину, в которой в качестве насоса использован двигатель от истребителя. Машина качает 3 т воды в минуту, и ее мощная струя способна, как утверждается, мгновенно лишить огонь притока кислорода.
29. ВОДЯНОЙ ТАРАН
Пожарная беспилотная пушка LUF 60
Водяная пушка LUF 60 не только имеет оригинальный вид, но и обладает недюжинными способностями. Она выплевывает 400 л воды или пенного состава в минуту на расстояние до 60 м. Кроме того, благодаря гусеничной базе робот умеет взбираться на лестницы и рампы. Машина управляется дистанционно, и ее главное призвание — прокладывать путь пожарным расчетам в узких проходах горящих зданий.
30. ОГОНЬ ВО ЛЬДАХ
Антарктическая пожарная машина
Американская антарктическая станция Мак-Мердо — вполне серьезное поселение, имеющее около сотни построек, от 200 до 1000 обитателей, единственный в Антарктиде банкомат и собственную пожарную часть. В наши дни антарктические пожарные имеют в своем распоряжении технику более привычного вида, но еще в 1970-х их нужды обслуживала машина вот такой экзотической конструкции.

СЕЛЬСКО- И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ








31. ТЫСЯЧА ПАЛЬЦЕВ
Виноградоуборочный комбайн New Holland Braud 9000L
Возвышаясь над рядами виноградника, эта причудливая машина пропускает растения между своими высокими «ногами». Вибрирующие стержни встряхивают лозы, а движущиеся по кругу мягкие «пальцы» ковшового транспортера бережно срывают ягоды, не допуская падения на землю, и переносят их в бункер. По пути мощные вентиляторы выдувают из собранного винограда сор. Система выравнивания позволяет работать на склоне.
32. КРУШИТЬ ВО БЛАГО
Лесная фреза UOT-3000
На месте вырубленного леса нужно вырастить новый. Для этого необходимо подготовить почву: выкорчевать и измельчить пни, оставшиеся после работы харвестера. Лесная фреза — это что-то вроде садового культиватора или мульчера от газонокосилки, только намного мощнее. Диск диаметром 140 см весит 3 т и приводится в движение гидравлическим двигателем, перекачивающим 100 л масла в минуту.
33. БАОБАБ В ГОРШОЧКЕ
Пересадчик деревьев Dutchman Truck Spade
Чтобы перенести крупное дерево из леса в город, не нужна бригада рабочих с лопатами. Огромные ножи пересадчика деревьев буквально в одно движение вонзаются в почву, обнимая крупномер вместе со всей корневой системой̆, словно цветочный горшок. В этом «горшке» дерево вместе с родной землей перевозят на новое место, где так же легко сажают в лунку, заботливо выкопанную таким же пересадчиком.
34. ТРАНСФОРМЕРЫ ЗАТАИЛИСЬ
Погрузчик-очиститель ROPA euro-Maus 4
Система подборки этой машины для погрузки сахарной свеклы составляет 10,2 м в ширину. Гибкий транспортер выгружает очищенные бурты в кузов самосвала на расстоянии 15 м, при этом устойчивость конструкции поддерживает противовесный рукав, выдвигающийся на 9 м в противоположном направлении. В сложенном состоянии при движении по дорогам габариты машины не превышают размеров обычного грузовика.
35. ЗАЛЕЗТЬ И НАПИЛИТЬ
Харвестер на шасси Kaiser S2
Харвестер — это интеллектуальная машина, которая не только валит лес, но и немедленно расчленяет стволы на отдельные сортименты, предназначенные для разных промышленных
нужд (производство досок, фанеры, бумаги). В данном случае харвестерная головка установлена на Kaiser S2 — уникальный шагающий пневмоколесный экскаватор, способный передвигаться по самому сложному рельефу, вплоть до крутых горных склонов.
36. В ЛЕС ПО СТВОЛЫ
Форвардер John Deere 1210E Truck
Форвардер работает в паре с харвестером. Он собирает готовые сортименты (части стволов) и отвозит их к лесовозной дороге или складу. Построенная по сочлененной схеме самоходная машина состоит из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Форвардер John Deere 1210E может взять на борт до 13 т леса. Вращающаяся кабина с системой выравнивания и гидравлика с обратной связью помогают оператору в работе.
37. КОРОЛЬ ПОЛЕЙ
Комбайн John Deere 9870 STS
Комбайн — король сельхозтехники. Машина на фото оснащена специальной жаткой для сбора кукурузы на зерно. Жатка срезает кукурузу вместе со стеблями и направляет в молотильный барабан, где растения превращаются в смесь зерен, измельченных стеблей и листьев. Несколько сортировочных механизмов внутри комбайна отделяют зерно, мощный вентилятор выдувает из него мелкие примеси — и кукуруза готова отправиться в банку.
38. ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ
Сборщик луковиц тюльпанов Earth Eater Super II 9870 STS
Машина с брутальным именем «Землеед» работает в паре с картофелеуборочным комбайном Amac ZM4. Amac выкапывает луковицы, как картошку, и отдает их «Землееду». Тот вытряхивает из полученной массы лишнюю землю, отделяет длинные корни и даже моет и сушит драгоценные луковицы, чтобы на следующий год их можно было вновь посадить и вырастить тюльпаны.
39. КИБОРГИ В ОГУРЦАХ
Огуречный «комбайн»
Гармоничное сочетание автоматизации и ручного труда всерьез используется в некоторых странах, в том числе в Белоруссии. Огурцы растут очень плотно, и хождение вдоль грядок может повредить растение. Лежа на движущейся платформе, сборщики срывают огурцы и кладут их на ленту транспортера. Впрочем, автоматизированные комбайны для сбора огурцов, обрабатывающие до 10 га в сутки, тоже существуют.
40. ВАМ УПАКОВАТЬ?
Пресс-подборщик John Deere 744
Рулонный пресс-подборщик — пожалуй, самая забавная машина, которую можно встретить на полях. Она собирает скошенные корма (солому, сено), спрессовывает их в аккуратные цилиндрические рулоны, а затем (опционально) еще и обматывает их полиэтиленовой пленкой. Для всех этих операций достаточно всего одного оператора и одной машины, которая управляется прямо из кабины трактора.

ПОГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ







41. ХОДЯЧИЙ ЗАМОК
Тележка для перевозки здания
Невероятно, но факт: дома тоже иногда переезжают. Чтобы перенести здание с места на место, вокруг него роют траншею, а затем отрезают его от фундамента. Основание дома укрепляют поясными балками или заливают бетонным монолитом. Здание поднимают домкратами, и под него подводят колесные тележки. Теперь можно подгонять к конструкции тягач и катить старый дом на новое место
42. ОДНА МИЛЯ В ЧАС
Гусеничный транспортер NASA
Чудовищная самоходная платформа, опирающаяся на четыре гусеничные тележки, построена всего в двух экземплярах для единственной цели — перемещать ракеты «Сатурн» и космические шаттлы вместе с носителями из монтажно-испытательного комплекса на стартовый комплекс. Масса машины — 2400 т, каждого трака — около 900. Максимальная скорость с грузом — 1,6, налегке — 3 км/ч.
43. ЧЕРЕЗ ТРИ КОЛЕНА
Коленчатый подъемник Haulotte HA18PX
Маневренная машина с пятью «суставами» в стреле способна доставить людей и грузы в самые труднодоступные места. При максимальной высоте подъема более 17 м и горизонтальном вылете грузовой платформы 10,6 м коленчатый подъемник прекрасно чувствует себя на строительной площадке и в тесноте складских помещений, в частоколах колонн и хитросплетении балочных перекрытий. Управлять машиной может один человек.
44. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Контейнеровоз-погрузчик Kalmar CSC 440
Несмотря на тяжеловесный образ «имперского ходока», гибрид челночного контейнеровоза и крана-штабелеукладчика — это самая расторопная машина для крупного порта. Она забирает контейнер с морского судна и направляется к штабелям контейнеров с внушительной скоростью 25−30 км/ч. Самые крупные модели способны укладывать до четырех контейнеров в высоту. Мало того, такие шаттлы бывают беспилотными.
45. ПОКОРМИТЬ ДРОБИЛКУ
Экскаватор с грейфером Volvo EW160D
Этот необычный экскаватор идеально подходит для работы на свалках металлолома. Он оснащен не только подвижной стрелой, но и подъёмной кабиной, благодаря чему оператор может заглянуть даже в самый высокий контейнер. Мощный захват (грейфер) годится и для сортировки лома, и для разборки архитектурных сооружений, и для того, чтобы отправить ваш старый автомобиль в дробилку.
 46. ЗВУЧНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ
Ричстакер Liebherr LRS 645
Ричстакер — рядовой работяга на контейнерном складе. Его звучное имя происходит от английских слов reach («дотягиваться») и stack («штабель»). Машина может установить друг на друга шесть контейнеров весом 45 т каждый. А это, на секундочку, 15 м в высоту. Существует два вида ричстакеров — для работы с гружеными и порожними контейнерами.
47. ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ
Ножничный подъемник Haulotte H15SX
Подъемники ножничного типа пришли на смену строительным лесам. Их главный плюс — большая площадь грузовой платформы, которая может принять на борт много рабочих и инструмента и поднять их на высоту свыше 15 м. В сложенном виде машина занимает минимум пространства на стройплощадке. Подвижность, маневренность и компактность подъемника делает классические леса нелепым атавизмом.
48. ЛЕНИНУ НА ЗАВИСТЬ
Лесопогрузчик Kalmar RTD 3026
Ричстакеры с огромным грейфером (мощным поворотным захватом) предназначены для разгрузки грузовиков и железнодорожных вагонов, укладки и штабелирования (складывания в стопки) лесоматериалов, работы на целлюлозно-бумажном производстве и лесопилках. Погрузчик может поднимать до 30 т бревен за раз и укладывать их в штабеля высотой до 9 м. При этом полностью загруженная машина может разгоняться до 30 км/ч.
49. КЛАДЕТ ШТАБЕЛЯМИ
Штабелер для порожних контейнеров Kalmar DCF70−100
Порожние контейнеры отличаются от груженых прежде всего тем, что хранятся очень высокими штабелями. Штабелер Kalmar может уложить друг на друга девять 40-футовых контейнеров повышенной вместимости (высота каждого — 2895 мм). Длина телескопической мачты варьируется от 8 до 15 м. Специальный подвес позволяет машине захватывать и поднимать два контейнера одновременно.
50. ЖЕЛЕЗНАЯ ГИБКОСТЬ
Экскаватор с поворотной рукой Swing Master
Экскаваторы данного типа используются преимущественно при строительстве железных дорог. Они умеют передвигаться как по дорогам и грунту, так и по рельсам, имеют жесткую (не сочлененную) раму и очень гибкую стрелу, способную поворачиваться относительно корпуса на 180 градусов в горизонтальной плоскости. Такие машины могут работать — в частности, укладывать рельсы — в очень ограниченном пространстве.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ







51. ГИГАНТСКИЙ ЖУК
Бульдозер Komatsu D575A
Самым большим в мире бульдозером считается японский Komatsu D575A-3 SD Super Dozer: масса этой гигантской машины достигает 152,6 т, а высота — 7,39 м (выше двухэтажного дома)! За одну «ходку» японский кайдзю способен перемесить до 96 м² строительного мусора или песка. Хотя модель выпускается аж с 1991 года, японцы не планируют прекращать производство — конкурентов у D575A просто нет.
52. ТИЛИ-ТИЛИ-ТЕСТО
Бетоносмеситель Terex FDB6000
Как ясно из названия, эта машина готовит бетонные смеси. Мобильные смесители чаще всего гравитационные: их барабан с внутренними лопатками или винтом Архимеда вращается, а перемешивание осуществляется за счет силы тяжести. Наиболее интересны смесители передней разгрузки (например, Terex или Oshkosh); водитель такой машины видит, куда направляет поток смеси, что сильно облегчает работу.

53. ЗЕМЛЯНОЙ КРОССОВЕР

Сочлененный самосвал Bell B50D

Сочлененный самосвал (землевоз) используется как на строительных объектах, так и в горнорудном деле. Благодаря шарнирному сочленению он может легко преодолеть серьезное бездорожье. Самым грузоподъемным землевозом считается британский Bell В50D (45 т).
54. КОПАЕМ ПОНЕМНОЖКУ
Экскаватор Volvo EC380E
Строительные экскаваторы, конечно, не чета карьерным. Они отличаются скромными размерами и весят порядка 150 т против 13 500 т, например, карьерного Bagger 288. Но для полноты картины мы приведем пример классического гусеничного экскаватора — Volvo EC380E.
55. МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО
Сваевдавливающая установка Titan DTZ 360
В наше время сваи уже на забивают в землю с помощью гидро- или паровых молотов. Спросом пользуются так называемые сваевдавливающие установки (СВУ). Они работают бесшумно, не повреждают сваи и бесценны в исторических центрах городов: старые фундаменты не разрушаются благодаря отсутствию вибрации. Лидеры в производстве СВУ — китайцы (компании HNG, Sunward, Jove, Starke).
56. ДЕЛО — ТРУБА
Трубоукладчик Caterpillar PL-83
Трубоукладчики относятся к так называемому трубопроводному транспорту — это машины на базе экскаваторов или бульдозеров, предназначенные для перемещения, наводки и укладывания труб различных диаметров. В принципе, ярко выделяющихся машин в этой области нет. Работают трубоукладчики чаще всего группами (из-за длины сегментов трубы) по 5−10 машин. На фото — Caterpillar PL-83.
57. МАЛЫЕ РАССТОЯНИЯ
Скрепер Caterpillar 657G
Скрепер — машина узкого назначения. Он способен срезать слой грунта, отвезти его на заданное расстояние и там снова выложить слоем заданной толщины, образовывая земляное сооружение. Скреперы рентабельны только при перевозке на 800−1000 м, поэтому в мире их делают буквально несколько фирм, например Caterpillar, МоАЗ, Stehr.
58. СТРЕМЛЕНИЕ ВВЕРХ
Подъемный кран Liebherr LR 13000
Liebherr LR 13000 — это самый большой в мире гусеничный подъемный кран классической конструкции. Он способен поднимать грузы массой до 3000 т, а длина его стрелы достигает в раздвинутом состоянии 144 м! В первую очередь эта машина предназначена для строительства электростанций и нефтяных производств, где приходится поднимать полуторатонные конструкции.
59. ЛОМАНЫЙ ПРОФИЛЬ
Канальный бетоноукладчик Gomaco C650F
При строительстве и облицовке каналов используются достаточно специфические машины — канальные бетоно- и асфальтоукладчики. Наиболее известный их производитель — американская компания Gomaco. Канальный бетоноукладчик характерен тем, что повторяет своей формой форму канала и способен уложить покрытие как на плоской, так и на наклонной поверхности.
60. ВЫРОВНЯТЬ ВСЁ
Грейдер Volvo G940B
Обычно грейдеры для планировки площадей и выравнивания грунта имеют длину 8−10 м и массу порядка 20 т (на фото -16-тонный Volvo G940B). Лишь в 1980 году итальянская компания Acco по ливийскому заказу построила гигант Acco Grader массой 160 т. В Ливию грейдер так и не попал (как и его «напарник», гигантский бульдозер Acco Dozer) и на сегодняшний день находится в полуразобранном состоянии.

ПОЛЯРНЫЕ МАШИНЫ








61. ЛАБОРАТОРИЯ-ПОЕЗД НА ЛЫЖАХ
Британская экспедиция Halley VI
Британская антарктическая экспедиция Halley на шельфовом леднике Брант работает уже почти 60 лет. Ледник находится в постоянном движении и не раз угрожал жилищам полярников, поэтому сооружения экспедиции шестого поколения поставлены на гидравлические опоры, а те, в свою очередь, на лыжи. Если находиться в данном месте ледника становится опасно, тягач перетаскивает весь поезд на новое место.
 62. ПИОНЕР АНТАРКТИКИ
Winston Wong Bio-Inspired Vehicle
Эти оригинальные аэросани приняли участие в трансантарктической экспедиции британского предпринимателя Эндрю Ригана. Транспорт Winston Wong Bio-Inspired Vehicle должен был прокладывать маршрут для двух идущих следом вездеходов. Авиадвигатель Rotax 914 заправляли исключительно биоэтанолом, чтобы проверить свойства этого топлива при работе в Антарктике. Максимальная скорость аэросаней — 135 км/ч.
63. АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Беспилотный «ровер» Yeti
Гусеничные караваны, перевозящие грузы через Антарктику, подвергаются колоссальному риску. Огромные трещины во льду могут скрываться под тонким и непрочным «мостиком» из снега. Студенты Дартмутской технической школы (США) разработали легкий беспилотный «ровер» под названием Yeti. Он движется впереди каравана и проводит локацию ледяных масс на пути. Даже выехав на снежный «мостик», Yeti не провалится, так как весит всего 70 кг.
64. К ПОЛЮСУ НА ПЕДАЛЯХ
Трицикл ICE
О том, чтобы поехать к Южному полюсу на педальном транспорте, страшно даже подумать, но человек, совершивший такой подвиг, реально существует. Это британка Мария Лейджерстэм, специально для которой дизайн-бюро Inspired Cycle Engineering разработало сверхпроходимый педальный трицикл. Машина была испытана в суровых условиях Сибири, Норвегии и Исландии, и Мария успешно преодолела на ней непростой путь к Южному полюсу.
65. СТЕПЕНИ СВОБОДЫ
Вездеход со стрелой Genie Z60/34
Сборка оборудования антарктических экспедиций требует зачастую и весьма специфических инструментов. Для монтажа сооружений уже упоминавшейся британской экспедиции Halley VI компания AJ Access Platforms поставила арктические вездеходы, оснащенные стрелой особой конструкции. Стрела Genie Z60/34 позволяет выносить платформу далеко вперед (до 28 м) и работать в местах, куда трудно добраться с помощью обычного подъемника.
66. К ТАЙНАМ ПРОШЛОГО
Бурильная установка DISC Drill
Как известно, толщи ледяного щита Антарктиды хранят в себе информацию о далеком климатическом прошлом нашей планеты. Чтобы получить эти данные, исследователи пробуривают лед и достают из глубин керны. Бурильная установка DISC Drill, разработанная
в Университете штата Висконсин, способна проникать в ледяной покров на глубину до 4000 м и извлекать керны длиной до 3,5 м.
67. НА ТАНКЕ В АНТАРКТИКУ
Вездеход «Харьковчанка»
На роль наиболее величественно выглядящего антарктического транспорта явно претендуют советские антарктические вездеходы типа «Харьковчанка». Первый образец был сделан еще в 1950-х на базе артиллерийского тягача АТ-Т (фактически на танковом шасси). Машина имела 28 м² внутренней площади и могла тащить за собой 70-тонный санный прицеп. Через десятилетие появился более совершенный вариант — «Харьковчанка-2».

68. СНЕЖНЫЙ КОТ

Серия арктических вездеходов Sno-Cat

В течение долгих лет американские исследователи Антарктики пользовались линейкой снежных вездеходов под маркой Tucker Sno-Cat. Характерной чертой большинства из этих классических машин было наличие четырех гусениц. Самый современный вездеход из этой серии — Terra Track, в котором используются резиновые траки специальной конструкции.
69. ОХОТА НА МЕТЕОРИТЫ
Колесный робот Nomad
Колесный робот Nomad был создан в Институте робототехники Университета Карнеги-Меллон не специально для исследований Антарктики, а с дальним космическим прицелом — как прототип «ровера», исследующего другие планеты. И задачи ему поставили тоже космические. Антарктида известна как место, где хорошо сохранилось много метеоритов. Nomad был запрограммирован на то, чтобы самостоятельно выявлять хранящиеся во льдах камни с неба.
70. ПОЛЯРНАЯ СОЧЛЕНЕНКА
Вездеход BV-206
Двухсекционный вездеход, созданный шведской фирмой Haegglunds, изначально предназначался военным, но конструкция оказалась настолько удачной, что машина нашла себе много применений, в том числе в Антарктиде. BV-206 может двигаться не только по суше, но и по воде, имеет отличную проходимость из-за низкого давления на грунт. При движении работают все четыре трака обеих секций.

ДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА







71. СТАЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ
Стабилизатор грунта Roadtec SX-8e
Стабилизатор грунта — это машина, функционально схожая с ресайклером, и нередко одно устройство объединяет в себе обе функции (как, например, в приведенном Roadtec SX-8t). Стабилизатор перерабатывает грунт, добавляя в него различные цементирующие вещества, например известь, — этот процесс позволяет подготовить грунт к уплотнению.
72. ПЛОТНЕЕ, ПЛОТНЕЕ!
Уплотнитель грунта Volvo SD115
Уплотнитель грунта обычно работает в первой фазе дорожных работ — задолго до того, как на будущую трассу выходит асфальтоукладчик. Профиль выступов на колесах уплотнителей позволяет серьезно увеличить давление на грунт — обычно «трамбовка» происходит после прохождения скреперов, срезающих верхний слой почвы. Уплотнители могут быть с одним рабочим катком (на примере) или несколькими.
73. РЕЖЕМ АСФАЛЬТ
Дорожная фреза WirtgenW250
Дорожная фреза — это машина, которая режет, рыхлит и измельчает грунт, в том числе и положенное ранее асфальтобетонное покрытие. Основное назначение фрезы — снятие верхнего слоя дорожного полотна при ремонте. Если фреза имеет также функцию ресайклинга, она может собирать материал для его последующего использования. Большинство фрез имеют типовую компоновку; на фото — Wirtgen W250.
74. БЕЗОТХОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Ресайклер Wirtgen WR 4200
Ресайклер перерабатывает снятое с дороги покрытие, измельчает его, добавляет специальные вяжущие вещества и снова укладывает на дорогу — обычно в качестве основания. Ресайклеры чаще всего объединены в одну машину с дорожной фрезой или стабилизатором грунта, но бывают и автономные узкопрофильные конструкции, например Wirtgen WR 4200.
75. НЕЛИШНЕЕ ЗВЕНО
Перегружатель Roadtec SB25000
Для непрерывной укладки асфальтобетонной смеси в технологическую цепочку включается перегружатель, который принимает смесь с подъезжающих самосвалов и непрерывно подает ее в асфальтоукладчик. Перегружатель поддерживает равномерную температуру смеси и позволяет избежать толчков при контакте самосвала и асфальтоукладчика, что способствует качеству покрытия.
76. ЧЕРНАЯ ЛЕНТА
Асфальтоукладчик Vögele Vision 5200−2i с плитой Vögele VR 600
Классическая машина, которую можно часто встретить на улицах, — каждый знает, для чего она предназначена. Асфальтоукладчик принимает смесь и распределяет ее по нужной ширине. Неотъемлемый элемент современного укладчика — его «сердце», выглаживающая плита, которая с помощью трамбовки и вибрации позволяет на выходе получить ровную поверхность заданной толщины.
77. ХАЙВЕИ ЖДУТ
Бетоноукладчик Wirtgen SP25
Во многих странах мира в качестве основного дорожного покрытия используются не асфальтобетонные, а цементобетонные смеси. Для их укладки существуют специальные машины — бетоноукладчики. Смесь «вываливают» перед укладчиком, а за собой он оставляет идеально ровную и уже не требующую катка поверхность. Ведущие производители таких машин — компании Wirtgen и Gomaco.
78. МАШИННЫЙ ТРУД
Плиткоукладчик Tiger Stone
Фирменное ноу-хау и патент компании Tiger Stone — машина для расстилания тротуарной плитки. Машиной управляют несколько операторов, закладывающих плитку в бункер, машина сортирует ее и выкладывает заданным узором. Tiger Stone может работать с плиткой разной формы, существуют модификации шириной 4, 5 и 6 м. Скорость автоматизированной укладки значительно превышает ручную.
79. ШИРЕ НЕКУДА
Уширитель обочин Volvo RW195D
Уширитель обочин — это устройство для укладки асфальтобетонной смеси на обочины или просто отсыпки обочины гравием. Машина представляет собой компактный бункер для сыпучего материала с возможностью подавать его на некую поверхность, едет она как непосредственно по ней, так и рядом. Если уширитель движется рядом с обочиной, электронные датчики позволяют копировать насыпью уровень дороги.
80. ДОРОЖНАЯ СКАЛКА
Каток Dynapac CC424HF
Катки бывают различных видов — с разным количеством вальцов, обыкновенные и вибрационные, с вальцами гладкими, решетчатыми, кулачковыми или пневмоколесными. Самым тяжелым на сегодняшний день двухвальцовым (тандемным) катком считается Dynapac CC722 массой 17 т — дальнейшее увеличение массы катка просто не имеет технического смысла. На иллюстрации его «младший брат», Dynapac CC424HF массой 10,2 т.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ








81. ЗАГРЕБУЩАЯ ПАРОЧКА
Тягачи наклонного шлюза в Монтеше (Франция)
Два спаренных восьмиосных тягача тащат не просто корабль, но целую массу воды, в которой судно находится на плаву. Это машины уникального наклонного шлюза в Монтеше. Тягачи жестко связаны с заслонкой, которая полностью перекрывает бетонный канал. Загребая водный клин вместе с судном, тягачи то движутся от нижнего к верхнему бьефу, то спускаются обратно.
82. ВОЛЬНЫЙ ЛОКОМОТИВ
Колесно-рельсовый тягач КРТ-1
Для маневровых работ используют специальные локомотивы, но иногда небольшой состав можно потянуть и трактором. Таким, например, как КРТ-1 — колесно-рельсовый тягач, выпускаемый в Харькове. Трактор дешевле тепловоза и передвигается как по рельсам, так и по любой другой твердой поверхности. Это важно там, где для маневровых работ немного места, например в речных портах.
83. РОЖДАЮЩИЙ МЕТЕЛЬ
Паровой роторный снегоочиститель
Паровой роторный снегоочиститель изобрели в Канаде еще в позапрошлом веке, и долгое время подобные машины пользовались большой популярностью в той части Северной Америки, где выпадает много снега. Принцип прост: паровая машина раскручивает огромный пропеллер, который сдувает снег с пути. Интересно, что в Америке все роторные снегоочистители уже в музее, а в Швейцарии один работает до сих пор — на Ретийской железной дороге.
84. МОГУЧИЕ ЭЛЕКТРОМУЛЫ
Электровозы шлюзов Панамского канала
Когда-то с помощью мулов осуществлялась перевалка грузов через Панамский перешеек — от одного океана к другому. Сейчас мулами называют специальные электровозы, которые передвигаются по зубчатым рельсам и буксируют корабли через шлюзы канала. От стенок шлюза до борта больших кораблей всего 60 см, и от машинистов «мулов» требуется высокое мастерство, чтобы судно не ударилось о бетон.
85. ДОРОГА СТЕЛЕТСЯ
Рельсоукладчик Plasser & Theurer SVM1000
Рельсоукладочных машин существует множество, но некоторые поражают своими размерами. Один из мировых рекордсменов — SVM 1000 компании Plasser & Theurer. Этот длинный поезд не укладывает готовые секции пути, а собирает их прямо на месте: подсыпает балласт, устанавливает шпалы, тянет рельсы и, наконец, закрепляет их на шпалах. Такой метод позволяет укладывать путь быстро и с высокой точностью.
86. КАМНЕВЕЯЛКА
Loram Shoulder Ballast Cleaner
Уход за балластом железнодорожного пути — важная часть обслуживания железной дороги. Его надо не только досыпать, уплотнять, но иногда и чистить от мусора и ненужных примесей. Машина компании Loram чем-то напоминает зерновой комбайн. Она захватывает балласт, провеивает его в большом барабане, отделяет ненужные примеси и высыпает обратно.
87. САМ СЕБЕ ПЛАТФОРМА
Железнодорожный экскаватор COLMAR T10000FSC
Видели, как тяжелую строительную технику перевозят на железнодорожных платформах? Наверняка не раз! А если гусеничный или колесный экскаватор поставить на рельсы, получится нечто вроде машины COLMAR T10000FSC. Она проедет везде, где проложен путь, выкопает траншею, поднимет рельсы, совершит погрузку с помощью универсального грейфера и даже пострижет кусты и деревья вдоль дороги.
88. АДСКИЙ ПОЕЗД
Loram G400
Рельсы испытывают большую нагрузку и со временем деформируются, однако часто заменять их не получится — дорого. Поэтому существуют разнообразные технологии восстановления пути, например рихтовка и обточка. Машину для обточки рельс компании Loram (серия G400) прозвали «адским поездом». Особенно эффектно ее работа выглядит ночью — под страшный скрежет из-под колес поезда вырываются мощные снопы искр!
89. ШПАЛОВЫНИМАТЕЛЬ
Путевая машина Plasser & Theurer SWM 15
Как заменить шпалы? Обязательно ли для этого полностью разбирать путь, снимать рельсы? Вовсе нет. Существуют путевые машины, позволяющие делать это, буквально не сходя с рельс. Машина оснащена сенсорами, которые помогают точно определить местонахождение шпалы. Затем специальные рабочие органы машины снимают крепления и выдергивают шпалу из-под рельс, а затем ставят на ее место новую.
90. ЭЛЕКТРИЧКИ НЕ У ДЕЛ
Рельсовый автобус Hino Motors
Многие железные дороги сталкиваются с проблемой: если пассажиропоток невелик, гонять полноценную электричку дорого, нужен рельсовый транспорт поменьше. Например, на не слишком населенном японском острове Хоккайдо по заказу Japan Rail автопроизводитель Toyota и ее «дочка» Hino Motors создали прототип колесно-рельсового автобуса. Для перехода с дороги на рельсы и обратно ему требуется всего 15 секунд.

ВЕЗДЕХОДЫ И АМФИБИИ







91. ПОЛТОРА ДЖИПА
Автомобиль Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6
Знаменитый «Гелендваген» и так известен своими внедорожными качествами. Автомобили, способные преодолеть «домашнюю» трассу, на которой испытываются все версии G-класса, можно сосчитать по пальцам одной руки. Чего же ожидать от трехосного чудовища с 544-сильным V8 5,5 (турбо!) под капотом? Особенно интересно, что G 63 AMG 6x6 — это хоть и заоблачно дорогой, но серийный автомобиль, доступный для заказа.
92. ЧЕБУРАТОР
Снегоболотоход Алексея Гаргашьяна
Наш соотечественник из Санкт-Петербурга собственными руками построил вездеход «Чебуратор», который способен на впечатляющий трюк: выбраться из воды на тонкий лед. В этом ему помогают огромные пневматические колеса — они обеспечивают такую плавучесть, что полуоси оказываются выше уровня льда. Также кстати приходится отсутствие свесов и цепкий протектор, по совместительству выполняющий роль гребного винта.
93. ВНЕДОРОЖНАЯ СУТРА
Сочлененный вездеход «Странник»
Шарнир, разделяющий машину надвое, на бездорожье может творить чудеса. Российский сочлененный вездеход «Странник» использует 8-колесную схему, в которой каждая пара колес закреплена на качающейся тележке (напоминает железнодорожный вагон). Используя продольные шарниры тележек и поперечный шарнир корпуса, «Странник» может принимать самые причудливые позы, повторяя сложнейший рельеф.
94. ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ
Автобус-амфибия
Водоплавающие автобусы, способные прокатить туристов как по городским улочкам, так и по живописному речному маршруту, популярны во многих городах мира: Лондоне, Вашингтоне, Амстердаме, Будапеште и многих других. Как правило, такие машины разрабатывают и производят специально для нужд туризма. Реже на гражданскую службу переходят военные амфибии, в частности британский DUKW времен Второй мировой.
95. НАДУВНАЯ ГУСЕНИЦА
Пневмогусеничный вездеход Cannadair Fischer
Этот инженерный курьез нельзя не упомянуть. Видимо, разочаровавшись и в пневматических колесах, и в металлических гусеницах, создатели Canadair Fischer изобрели гусеницы из колес. Отдадим затее должное: при впечатляющей проходимости металлические траки серьезно повреждают грунт, да к тому же не умеют плавать, по крайней мере без помощи большого водоизмещающего корпуса.
96. ВЕРХОМ НА МЯСОРУБКЕ
Шнекоход Snowbird 6
Концепция шнекороторного вездехода была популярна в начале XX века, когда арктические снега считались поистине непроходимыми. А спустя почти столетие шестеро смельчаков впервые пересекли Берингов пролив от Чукотки до Аляски на амфибийном транспортном средстве, которым и стал шнекоход. Шнеки хорошо проявили себя и в воде, перед которой пасуют лыжи и гусеницы, и на снегу, куда не доберется морское судно.
97. РЕЗИНОВАЯ СКАЛКА
Грузовой вездеход CATCO
Вездеходы с колесами низкого давления популярны во многих уголках мира. Судостроительная компания Crawley производит настоящие «корабли тундры», которые бороздят просторы Аляски, перевозя топливо и тяжелые машины. В качестве движителя эти монстры используют широченные цилиндры, которые язык не поворачивается назвать колесами. Водитель может регулировать давление в цилиндрах, не выходя из кабины.
98. НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ
Летающее судно на воздушной подушке Hammacher Schlemmer
Изобретение инженера Боба Виндта часто называют гибридом судна на воздушной подушке и самолета, хотя правильнее было бы заменить слово «самолет» на «экраноплан». Именно экранный эффект помогает двухместному аппарату парить в полутора метрах над землей, водой и любой другой ровной поверхностью. И хотя крылья не позволяют катеру взлететь к облакам, он с легкостью перепрыгнет любое препятствие на мелководье.
99. ПОДЖАТЬ КОЛЕСА
Квадроцикл-амфибия GIBBS Quadski
Быстрый квадроцикл GIBBS, оснащенный 140-сильным мотором BMW, отлично справляется с бездорожьем и крутыми поворотами благодаря гидравлическим амортизаторам. А заехав в озеро, он складывает колеса, опираясь на гидродинамичное днище, и превращается в скоростной гидроцикл. И на воде, и на суше машина может развить скорость около 75 км/ч. Сухая масса амфибии — 605 кг.
100. САМ СЕБЕ ПОБЕДИТЕЛЬ
Внедорожник Chainlink Extreme
Своим рождением этот автомобиль обязан рок-кроулингу — спорту, который заключается в лазании на джипах по непроходимым горам. Однажды изобретатель Кэмерон Карлсон построил машину, которая может поднять каждое колесо на высоту 2 м. В итоге он выступал в гордом одиночестве — в созданной специально для него отдельной категории. И победил!

Комментариев нет:

Отправить комментарий